Творчество фотографа Александра Батура
Белорусский сайт http://news.tut.by рассказал о творчестве фотографа Александра Батура. Посмотрите некоторые из его работ, представленных на "Мелодия пейзажа" - так называется первая персональная выставка минского фотографа. Летом она была показана в природно-экологическом центре Национального парка "Нарочанский", а сейчас демонстрируется в Полоцком природно-экологическом музее.
Фотограф тоже исследует природу
Выходные, которые в этом году Александр Батура провел в городе, он без труда смог пересчитать на пальцах левой руки плюс два – с правой. "Зимой, конечно, еще прибавится", – честно признается Александр.
Нет, он не выбирает долго и основательно маршрут, не изучает карты и путеводители. Побывать везде, увидеть больше – не в этом его цель. Зачастую он приезжает на одно и то же место несколько недель подряд.
"Фотограф ведь – тоже исследователь природы. Мне важно неспешно наблюдать, как день ото дня, час от часа меняются луг, река, цветы, трава, деревья, весь пейзаж… Важно почувствовать, уловить это движение жизни, увидеть разные настроения в состоянии природы".
За съемочный день Александр проходит пешком по обыкновению 10-15 километров. "Порой просто хожу по кругу", – улыбается Саша. Сравнивает точки съемки, наблюдает их в разное время, обследует ландшафты, ищет необычные по форме и энергетике деревья, камни, корчи, коряги... Случалось и на себе здоровенный корч несколько километров тащить, чтобы "выстроить картинку". И так понравилась Саше эта фактурная деталь, что привез с собой, подарил затем другу для загородного дома.
Самая интересная и волнительная – конечно же, съемка в режимное время: восход, закат. Здесь результат, как правило, эффектнее обычного, но и сам процесс фотосъемки технически сложнее.
Столько удивительных красок, столько неожиданных оттенков, какие наблюдаются в природе ранним утром при восходе солнца или же поздним вечером на закате, не увидишь в другое время суток!
Кроме того, рождение нового дня, угасание – философские для человека моменты, и они особенно притягательны для творческого осмысления, поиска.
Еще Александра как магнит притягивает вода: едва ли не на каждой его фотографии есть озеро или река. "Это тоже ведь философская субстанция", - лаконично резюмирует он.
Животных снимает редко. Не потому, что не любит: в его доме и теперь живет собака. Просто это и другая фотооптика, и другой характер: он ведь холерик, в "засидке" сидеть подолгу сложновато.
Особенности съемки пейзажа – непредсказуемость будущего момента, невозможность "управлять" деталями. Можно выбрать желаемый ракурс и долго в уме конструировать художественную картину грозы на берегу озера, но облака вряд ли услышат просьбу фотографа встать сплошной стеной по горизонту или же опуститься ниже к деревьям.
Удачный кадр порой целиком зависит только от везения. Так случалось не однажды. Так, например, этим летом Александр Батура заснял двойную радугу: ехал на машине, поворот к реке и – о, чудо! – две четкие семицветные дуги над Березиной.
Именно в силу невозможности вмешаться при съемке и "подвигать" немного натуру Александр спокойно относится к творческим компьютерным обработкам пейзажной фотографии. Он считает вполне допустимым художественные фантазии автора, коллажи, если хочется придать картине иное настроение.